вторник, 16 февраля 2010 г.

Про глину. И про соответствие.

Вчера на группе работали с глиной. Работу делали, исходя из какого-то общего содержания, на котором я не был, и поэтому для меня задание было вообще намного больше пробой материаля, чем деланием конкретной работы с конкретным содержанием. И поэтому, исходя из текста о смысле "падающей сукки Давида" я взял для себя понятие, и пытался наполнить материал этим понятием. Балланс. Балланс в целой части, и балланс из фрагментов. И до сих пор думаю об этой работе. (Как только смогу - выложу фотографии работы).

Я вот все думаю о глине, как о материале. О ее свойствах. Тяжелейший материал. Очень я на него злился. И все силился его победить. Подчинить. Не вышло. Не позволил он мне этого. Может это от нехватки опыта в работе именно с глиной. Или это от того, что мой материал, с которым я работаю обычно - он другой. По сути другой, в работе другой. И в ощущениях тоже. И что самое главное, я рад, что мне не удалось победить.

Глина - это один из таких материалов, к которым надо прислушиваться. Его нельзя просто побороть, и сделать, как я хочу. Т. е. теоретически, да и практически, конечно можно. Но тогда она будет не живой. И соответсвия визуального в ней не много будет. От живого, дышащего, свободного и очень физического материала в ней останется только... Да не знаю, только что... С ней можно воевать, но победить ее нельзя. В отличие от металла, глиняная сущность проявится где-то в работе, хочешь или нет.

Рабби Иеhуда Леф Бен Бецалель ( Магарал из Праги), который и написал текст о "падающей сукке Давида", по преданию создал голема. Из глины. Живую сущность.

ГО́ЛЕМ (גֹלֶם, буквально `неоформленное тело`, `истукан`), человекоподобное существо, реже — любое живое существо, созданное посредством магического акта. Слово голем встречается в Библии лишь один раз (Пс. 139:16) и обозначает бесформенный зародыш человека. В Талмуде термином голем определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в аггаде голем (Санх. 38б, Быт. Р. 24:2).

Мне кажется, что здесь с глиной очень ярко видно, что сделанное человеком из нее - не завершенно. И не совершенно. И в какой-то момент - глина оживает. И живет. Отдельно. И в этом сущность этого материала - он из земли, и живой сам по себе. Наверное, самый живой, из всех, с какими мне приходилось встречаться.

Я взял глину в руки, и где-то глубоко внутри почувствовал, что только дав ей свободу и возможность вести себя так, как ей нравится, быть такой, какая она, принимать форму не только под воздействием меня - можно сделать из глины что-то, находящееся в соответствии с мим внутренним состоянием. И дышать глубоко, от такой совместности с материалом.

(Есть очень яркий видеоролик о работе с глиной. Но я не понял, как его добавить, поэтому вот ссылка http://www.youtube.com/watch?v=V4J8LkKBW-I Там есть немного воды, о нелегкой жизни гончара и все такое, но про глину рассказано очень вдохновенно )

5 комментариев:

  1. Мне тоже близко то, что ты пишешь про свободу. Чувствую, что я тоже с ней боролась долго. И как будто все было не так - и то, что грязная, и то , что так, как пластилин, например, совсем не подчиняется.
    Попыталась сделать цельную вещь - лодку. Она получилась какая-то ужасная. Вся из моих отпечатков пальцев. Я хотела сдлеать ее и устойчивой и нет одновременно. Не вышло.
    Но вот когда я отпустила и дала повится тому, что крутилось в руках с самого начала, как взяла ее в руки, так и пошло. Она по цвету, по фактуре, по тому, что создается от моих прикосновений создавала мне пески, пустыню. И я дала ей появится, а уж потом на берегах этого куска, стали повялться фрагменты, и вдруг там появилось море, движение, ветер, статичные коробки домов Тель-авива...действительно работа ожила..

    ОтветитьУдалить
  2. Я дико боялась касаться глины. У меня уже заранее был настрой, что придётся бороться и что я не одолею. На счастье, это глина была намного мягче той, с которой я пробовала работать до этого. И поэтому мне как-будто полегчало. В начале работы я и не боролась с ней вовсе- как-то шла у неё на поводу и было действительно кайфово:создавала пещеры,норы. Что-то очень-очень земное. Но в какой-то момент (делая фрагмент) я решила не идти на поводу у материала: у меня всё время выходило какое-то животное пустыни- раз за разом. И тут я решила: что это за детский сад, надо что-то более символичное.. И создала что-то "более символичное". Оно не было сделанным по заказу, шло изнутри. Но у меня всё равно остался осадок из-за того, что не доверилась-себе, материалу, из-за глупого желания быть оригинальной. Тогда как глина очень просит земного, конкретного, очень реального.

    ОтветитьУдалить
  3. :) вспомнила каково это держать в руках глину и работать с ней.
    Ключевые слова - борьба, совладеть, "приручить".
    "Приручить" - подружиться, почувствовать ее в руке, от прикосновения рук нагреть и сделать по средствам своего тепла эластичной и податливой, но если чуть убираешь свои прикосновения, она становиться капризной и требует большего внимания, чтобы позволить с собой работать. И как не парадоксально, но с ней надо мягко, нежно, плавно и твердо - резкость, грубость не помощник, а так и тянет ее смять, сдавить, совладать с ней силой, от сложности сотрудничать с ней и злости, которая пробуждается в "диалоге" с ней - я хочу одного, конкретного, а она уже есть какая-то, чего изменить мне не под силу (быть может только Ему), остается учиться слышать и разговаривать с глиной. Тогда энергия ее остается и живой работу делается, дополняя живостью состоявшегося "Разговора", моего с глиной.

    Глина удивительный материал, в этом смысле, она вынуждает относиться к себе (чувствовать, слышать, разговаривать, буквально руками). Работа с ней учит идти от свойств материала, ощущений его, опираясь на это в создание работы.

    Захотелось сейчас поработать с глиной :)

    Про Голема еще очень интересно - про незаконченную сущность, но уже с намерением, какой-то сущностью, потенциалом. Про землю, уже живую... Еще думаю об этом.

    ОтветитьУдалить
  4. А вот я делала по заказу своего мозга и пыталась воплатить фантазию... похоже напрасно...пыталась побороть материал... Вывод для следующего раза - идти с природой глины.

    ОтветитьУдалить
  5. Я для себя тоже такой вывод сделал!

    ОтветитьУдалить